Сказка о любви, семье и счастье в Учебном театре на Моховой

Верите ли вы в сказки? В любовь? Может быть, в добро? Порой вера ослабевает, и это совершенно естественно, это как порядок в хаосе. И  именно в этот момент отличным решением станет просмотр спектакля «Сказка о семейном счастье, или Сверчок на печи».

Рождественские повести Чарльза Диккенса рассказывают о сакраментальном и важном, показывая простые истины через призму тривиального быта. У него много счастливых бедняков и богатых обреченных, щемящей правды и безграничной любви к хорошим людям.

«Сказка о семейном счастье» — это творение курса студентов мастерской Сергея Черкасского под руководство режиссера Натальи Лапиной. Постановка получилась наполненная таким светом и душевной теплотой, что уйти со спектакля в плохом настроении просто невозможно.

На сцене еще до официального начала спектакля стоят практически все актеры. Создается впечатление, что действие идет уже давно и то, что зрители тут оказались, лишь случайность. Молодой человек в красном кителе и цилиндре озорно кивает и приветствует всех вошедших. Прекрасное ощущение, полное неожиданного предвкушения.

В доме, который хранит сверчок на печи, счастливо живут Мэри и Джон Пирибингл. У них растет маленький сын. Они не сказочно богаты, но с первого взгляда понятно, что сказочно счастливы. В их доме царит покой, уют и любовь. И все потому, что, помимо Сверчка, их счастье оберегают Духи, которые у каждого дома свои. Дух Огня следит за очагом и за тем, чтобы чайник всегда был горячий; Дух Вешалки хранит пальто, сюртуки и злиться, когда одежду бросают небрежно; Дух Зеркала заботиться о хозяйке дома и следит, чтобы выглядела она всегда прелестно; Дух Колыбельки следит за ребенком и оберегает его здоровый сон; Дух Шкуры хранит тепло и уют; Дух Книжной Полки оберегает знания; Дух Подсвечника хранит свет, а Дух Часов оберегает время и истории дома Пирибинглов. Примечательно, что, когда Джон только женился на Мэри, Духи дома выглядели совершенно иначе, были дикие и заброшенные. Этим остроумным моментом весьма тонко подчеркивается, как любое, даже самое запущенное существо, преображается в руках хорошей хозяйки, и что счастье — рукотворно.

Духи выглядят замечательно. Они очаровывают, задают невероятный слаженный ритм и от них невозможно оторвать взгляд. Они ласковы к добрым гостям, готовы обогреть и накормить их и в то же время совершенно непримиримы с людьми злыми. Анна Христич в роли Духа Огня выглядит настолько живо и реалистично, что образ узнается еще до того, как в поле зрения попадает камин. Дмитрий Фролов играет импозантного Духа Зеркала, харизматично сыпет французским акцентом и уже в следующий момент виртуозно перевоплощается в меланхоличного, наполненного сокрушением и печалью Духа Швейной машинки в доме Пламмеров. Михаил Рябов фантастично воплощает образ единственного злодея повести, мистера Текельтона, хозяина фабрики игрушек, отыгрывая его с потрясающими ужимками, характерными паузами и даже кокетством. Нельзя не отметить талант Никиты Сидорова (Сверчок), который открывает нам мир рождественской сказки Диккенса, рассказывая закрученную историю Пирибинглов, Пламмеров и Филдингов.

Воплотить сказку на сцене со всеми ее магическими ситуациями и стечениями обстоятельств — задача не из легких. И студенты Черкассова справляется с ней на «ура». Актеры потрясающе держат кадр и ни на секунду не выходят из образа, даже когда не участвуют в основном действии. Сцена живет, дышит, мистически перевоплощается, путешествуя в разные мгновения прошлого главных героев. Невероятное по динамике действие создает ощущение какого-то магического составляющего происходящего. Например, когда Джон Пирибинг застает свою жену, как ему кажется, в объятиях молодого любовника, его обуревают сомнения, он жаждет мести. В его голове звучат голоса, сказанные то самой Мэри, то мистером Теклтоном. Их озвучивают те же Духи дома, они нашептывают Джону из-за спины, а усиливает драматический эффект контрастно поставленный свет. Особенно символично то, что именно актеры, которые воплотили Духов дома, становятся искаженными, наполненными злорадством и гневом голосами в голове мистера Пирибингла, как бы еще раз подчеркивая то, как хрупко наше счастье.

Добрый, невероятно трогательный, смешной и милый спектакль, который оставляет после себя хорошее послевкусие. Сочетание действия и прекрасной актерской игры дарит невероятное эстетическое удовольствие. Отличная история для семейного просмотра, чтобы еще раз понять, что сказка — это не мишура и блестки. Сказка — это люди и их любящие сердца, которые могут заставить одуматься даже такого угрюмого человека, как мистер Текельтон.

В уходящем театральном сезоне еще можно успеть посмотреть «Сказку о семейном счастье, или Сверчок на печи»