А что «Свято» для вас?

«Летел голубь, летел сизой

Со голубицею, 

Шел удалой молодец 

С красной девицею…»

Именно русская народная песня «Летел голубь» была основной мелодией в спектакле режиссера Сергея Бызгу, показанного 24-го февраля в учебном театре «На Моховой».

— Спектакль называется «Свято». Это пластический спектакль. Я понимаю, что слово «свято» для кого-то звучит пафосно, но, нам показалось, то, из чего мы состоим, – это свято. Всё, что у нас есть: мама, папа, дом, семья – это все свято. С украинского слово «свято» переводится как праздник. Тоже хорошее название, потому что оно подходит, — комментирует Сергей Дмитриевич перед началом спектакля.

В этот современный век, когда нашу жизнь заполонили гаджеты, различная техника, американизированные фразы и праздники в духе «Хэллоуина», когда традиции постепенно забываются, втройне приятно окунуться в атмосферу наших славянских традиций, истоков культуры. Несмотря на то, что актеры еще совсем молодые – студенты 3го курса РГИСИ – им все равно удалось четко передать целиком идею и достучаться до зрителей. У этих ребят невероятная энергетика! Каждый отдается на 110%, заставляя не только восхищаться, но и по-настоящему верить им.

Началось все с веселых игр и прыжков через костер молодых парней и девчат, как раньше всегда и делали на Ивана Купала. Простых льняных рубах и скромных платьев вполне хватало настоящим русским ребятам, ведь в это время самые главные украшения – молодость и беззаботность.

Купальская ночь всегда считалась магической. Именно в это время проходили все игрища, пускания венков по воде. И, конечно, не обходилось без утопленниц и русалок, которые, поговаривают, зазывали за собой юношей, и леших, которые хоть и являются нечистью, но чаще сами друг друга пугаются, чем устрашают людей. Кроме того, девушки всегда любили гадать на суженого, а некоторые даже делали привороты на ребят, которые не желали любить их. И все это в деталях демонстрировали актеры на сцене.

А как себе обычно представляют иностранцы настоящих русских мужчин? Правильно, веселыми мужичками в шапках-ушанках, которые могут перепить любого человека в мире. И вот таких мужичков и показали зрителям в театре. Зима на дворе, снег идет, а мужички уже навеселе, и им даже холод нипочем. Они закутались в тулупы, шапки набекрень и только красные носы торчат.

А свадьбу традиционную русскую все же представляют себе? Застолье, самогонка, пьют и веселятся все вокруг так, что в итоге даже забывают про молодых. Как говорится, вот если есть она, самогонка, так пьем, если нет – так и не пьем.

Ну, а без нашей-то баньки и русским можешь даже не называться! Мы же погрузились в настоящую атмосферу женской бани. Когда девчата веселятся, парятся, а какой-нибудь мальчонка пытается подглядеть. С вениками и пронзительными визгами его обязательно прогонят. Если заметят, конечно.

Стоит отметить ту часть, которая привела в особый восторг женскую половину зала. В чистом поле силы молодецкие схлестнулись в кулачном бою! Что бы там сейчас ни говорили, а все-таки воодушевляют, вдохновляют и восхищают своей силой хрупких девушек всегда именно настоящие крепкие добрые молодцы.

Даже сразу после окончания спектакля две девушки за моей спиной говорили:

— Ой, вот как они вышли на сцену такие все сильные, так у меня и дух захватило! Не могла глаз отвести.

— Не переживай, я специально именно этот момент засняла для тебя на видео, будешь пересматривать дома.

Вообще, стоя в гардеробе, некоторые зрители напевали русские песни, которые звучали в спектакле и бурно обсуждали увиденное:

— Вот когда она венок пускала по реке, а парень стоял рядом с ней – это означало, что он не вернулся с войны? – спрашивает девушка.

— Да, это был, так сказать, собирательный образ. Это были не конкретно он и она. Это был даже не он сам уже, был дух этого парня, — отвечает ей друг.

Так что можно смело сказать, что спектакль заслуживает самых высоких похвал! Людей всегда цепляет то, что рассказывает про их жизнь со всеми её радостями и горестями. Особенно, если это все отражается в славянских традициях и обрядах наших предков. Ведь современность современностью, а по истокам и традициям нашим мы все равно скучаем, но сами об этом не догадываемся, пока нам не напомнят о них.