ВИЙ в Учебном театре на Моховой

«Вечера на хуторе близь Диканьки» написаны двадцатилетним юношей, выросшим в Малороссии, помнящим волшебство темных, звездных ночей, напоенных ароматом цветущих фруктовых садов. Каждая повесть – гимн украинской природе, самобытной культуре. Читаешь произведения Гоголя с восторгом и душевным трепетом. Как красив и богат русский язык! Даже ранние произведения Н. Гоголя поражают глубиной и многогранностью мироощущения. Многократно делались попытки экранизации «Вия». Делая упор на мистический характер «Вия», режиссеры пытались создать ощущения леденящего ужаса; как правило, это кончалось неудачей.

В новой трактовке «Вия» нет этнографических красот, нет лишних персонажей. Все скупо, аскетично, решено в одной цветовой гамме. Выделена структура повести. Хома Брут (А. Серенко) и панночка (С.Каплевич) - противостояние темных и светлых сил. Панночка окружена помощниками (Юров, Фирсов, Кияков), они кружат вокруг Хомы, меняют образ и личину, всеми силами пытаясь его соблазнить. Набор соблазнов не велик – горилка, вобла и сомнительного вида девицы. Все земное, плотское. Не исчадье Ада, не выходцы из Преисподней, а вполне понятные персонажи со своим характером, со своими пороками. Не понятно только, зачем столько сил потрачено на Хому? Чем он так приворожил ведьму? Зачем ей душа бедного семинариста, и что может противопоставить этой силе Хома Брут? Один на один со своими сомнениями и терзаниями. Напор темных сил столь велик, что Брут не выдерживает и для него круг замкнулся. Мы рождаемся в грехе и гибнем в грехе.

Спектакль современен не только своей сценографией, подбором музыки, но и самой трактовкой идеи повести. Серенко, вычленив суть произведения, расставив иначе акценты, осовременил смысл произведения, сделал его актуальным для зрителя ХХI века. Видимо, ощущение одиночества и беззащитности мучили Николеньку Гоголя в величественном и холодном граде Петра. Маленькая песчинка в огромном и страшном мире, современный молодой человек так же беззащитен и на пути самостоятельного взросления, так же ему надо искать свое место в мире. Режиссеру удалось осмыслить и воплотить в зрительные образы свои ощущения, превратить их в полноценный спектакль, заставить зрителя поверить в правоту своего выбора. Мы знаем, сколь труден и тернист путь режиссера и поэтому желаем дальнейших успехов, интересных замыслов и ошеломляющих воплощений.