ГОЦЦИ В УЧЕБНОМ ТЕАТРЕ

Симпатичный спектакль «Дзеим, царь джиннов» поставил в Учебном театре Арвид Зеланд вместе со студентами своего курса. Талантливые юноши и девушки со всем присущим молодости естеством вдохновенно окунулись в материал интеллектуальной ироничной сказки (фьябы) Карло Гоцци, показав при этом умение интерпретировать фантастичность истории как реальную возможность быть таковой. Удачно выбранная разнохарактерная пьеса, судя по количеству участников, дала возможность каждому из них испытать собственные творческие возможности. Ансамблевый принцип существования в предложенных ролях помог изобразить правду жизни в ярко театральной остроумной комедии, а открытость и искренность исполнения перекрыли естественную недостаточность опыта актерского мастерства применительно к таким сложным вещам, как итальянский театр масок. Зрителям на этом представлении тоже пришлось потрудиться. Обрушившийся на сидящих в зале дождь абсолютно незнакомых сказочных восточных имен заставлял быть предельно внимательным, вслушиваться в текст, постоянно сверяться с программкой, отслеживая, кто есть кто, чтобы не потерять ход сюжета и суметь вникнуть в суть специфики предлагаемого вида итальянского искусства.
Жизнь персонажей тем временем кипела, трагикомические ситуации сменяли одна другую, напряжение росло. Опасность, нависшая над царством Бальсора, объявленная в самом начале пьесы главным джином Дзеимом, а также, растущая враждебность между юным царем Суффаром и влюбленной в него, но отвергнутой им уродливой Канцемой, правительницей соседнего воинствующего государства, к середине спектакля достигли апогея. И тут в дело включились присутствующие в фьябе непременные представители комедии масок Тарталья, Панталоне, Бригелла и Труффальдино, поднявшие спектакль-сказку на другой уровень, отделив ее от прозы, обогатив поэтичностью и придав ей легкую беспечность. На протяжении всего действа вышеперечисленные непременные участники комедии dell-arte проявляли максимальную активность: как могли, помогали, иногда мешали, особенно, когда от души хотели сделать, как лучше и, конечно, смешили своей наивностью. Тем не менее, чудаковатый энергичный квартет различными путями, то отступая, то наступая, прокладывал путь к положительному финалу. На этом фоне внутренние метаморфозы не минули и центральных персонажей, постепенно меняющих свою точку зрения на окружающий мир, отдавая приоритет высоким внутренним человеческим качествам перед материальным преимуществом.
В этой зрелищной работе большое значение имел внешний вид спектакля. Разнообразные выразительные одежды действующих лиц и под стать всей тематике разработанное студентом факультета сценографии и театральной технологии Алексеем Силаевым соответствующее оформление обобщенными декоративными штрихами воспроизводило картины либо внутренних дворцовых помещений в Бальсоре, либо стоянку дикого войска безобразной Канцемы, наряженной в кричащее ярко-красное одеяние и пр. Как признак подчеркнутого противостояния, одежда Дзелики, сестры Суффара, напротив, была нежно-белой, а у Суффара – разнообразной, красивой, легкой и удобной. Свою важную роль выполняла игра света и тени Олега Ясинского, подчеркивающая остроту в развитии фабулы и непредсказуемость развязки.
Разумеется, это была сказка со счастливым концом, в которой добро побеждает зло, символизируя превосходство интеллекта над грубой силой. Поучительный волшебный рассказ не только расставил все точки над i, он показал пример того, как надо отстаивать свою позицию и не отступать перед внешним давлением, стремиться быть самим собой, довольствоваться малым и прожить свою жизнь достойно. Об этом в самом начале пьесы говорит Панталоне своей дочери Сарке, желая воспитать ее скромной девушкой, независимой от внешних соблазнов. Её - то и потребовал для себя царь джиннов Дзеим в качестве самой дорогой платы за условие, на котором будет сохранено благополучие государства Бальсора. Но вместо этого, как и полагается в хорошей сказке на Сарке, за чистоту помыслов прозванной «Чистой Девой», волею конечных обстоятельств женился Суффар, предпочтя ее любовь богатству. Вот такой хэппи-энд!
После спектакля на Моховой есть смысл посмотреть еще раз, уже другими глазами фьябы Гоцци в других петербургских театрах. На данный момент постановочных примеров этого вида искусства в Петербурге не так много: «Ворон» Михаила Рощина в Александринском театре и «Король-олень» Геннадия Тростянецкого в Молодежном театре. Тонкие аристократичные комедии Карло Гоцци сценичны по своей природе. Они по-прежнему актуальны, умны и вызывают восхищение. Новая легкая изящная студенческая работа Учебного театра также вполне вписывается в эти критерии.