Ведь мы одноклассники

слободзянек, спектакль, наш класс, шамина, поляки, евреи, фашизм

Фото Вадима Фролова

 

Студенты мастерской Вениамина Михайловича Фильштинского играют «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в режиссуре  студентки Дарьи Шаминой. Руководитель постановки – мастер курса Вениамин Михайлович Фильштинский. 

 

Пьеса Тадеуша Слободзянека ставит экзистенциальные проблемы бытия, решение которых зависит от выбора, который, по Сартру, не освобождает от ответственности. Об этом пьеса «Наш класс», в основе которой лежат события, произошедшие 10 июля 1941 года в маленьком польском городке Едвабне в период немецкой оккупации.Поляки согнали евреев: мужчин зарезали, как скот, женщин спалили в овине. Симпатичные соседи стали убийцами, недавно дружные одноклассники, произносящие, как заклинание, «Ведь мы же одноклассники», превратились в убийц. Погибло в муках 1600 евреев. Ксендз Станислав Мусял  писал, что Едвабне – новое имя Холокоста. 

 

Тадеуш Слободзянек исследует глубинные причины этого зверства. Каким образом  вместе выросшие, влюблявшиеся друг в друга  дети превратились в кровавых палачей? Молодые актеры погрузились в трагический материал, создав страшную, психологически обоснованную мозаику жизни, в которой жертвы и палачи взросли на одной почве, и почва эта – фашизм. 

 

Студент, будущий актер, поляк Петр Щивак внес существенный вклад  в спектакль, наполнив его польскими народными песнями, исполненными на польском  языке.Эта чистая польская нота вносит в спектакль поэзию,оттеняя события, одно из которых – раскол одноклассников на поляков и евреев. Не успевшие духовно созреть молодые люди оказались пред экзистенциальным выбором. Он был сделан неосознанно – под давлением политических  обстоятельств: смерть Пилсудского, приход Красной армии, которую встречали с цветами, что ощипывали голодные лошади.  Герои пьесы пережили короткую эйфорию  новой жизни с ее советизацией, вторжением немцев, оккупацией. Это пережили участники спектакля с поразительной искренностью, с полной душевной отдачей, высветив диалектику души каждого. Контактный, душевно здоровый красавец Менахем (Сергей Горошко), судьба которого трагична: он покончит с собой, освоившись на земле обетованной. Юный интеллектуал Якуб Кац, зверски убитый одноклассниками (Илья Якубовский). Отягощенный совестью,  быстро загасивший ее, впоследствии занявший высокую должность в церковной иерархии Хенек (Петр Щивак). Владек (Денис Прытков), прошедший  страшный путь компромисса от принятия советского уклада – «еврей с поляком может пива выпить» – до того, что зарывал зарезанных евреев. и готов бы отправить на смерть одноклассницу. Зигмунт (Александр Другов), не задумываясь, стал подлецом. Мягкий, с еврейским юмором, Абрам, ставший раввином в Америке (Никита Кох). Дора (Екатерина Тихонова), пережившая изнасилование одноклассниками и сгоревшая с ребенком в овине.  Глубина и полнота переживания Ивана Кириллова (Рысек) заставляет пристально следить за его героем.

 

Самый незаметный из одноклассников, Владек, достигает в кульминации драматических высот и выдерживает их. Он  преображается, полюбив утонченную Рахельку (Анна Завтур), которая ему  не пара, и он это понимает. Он спасает ее, женившись церковным браком.  Одноклассники принимают участие в ее крещении и свадьбе. Свадьба решена хореографом Юрием Васильковым символически, через Шагала. Молодожены в полете над городом, в котором им  предстоит столько пережить! Вскоре опьяненные кровью и вседозволенностью одноклассники придут за ней. Рискуя жизнью, Владек вновь ее спасает, пожертвовав жизнью матери.С окончанием опасности и возрастом он кардинально меняется. Израиль присвоил ему звание Праведника мира за спасение Рахельки; Польша осыпает его наградами, он превращается в скучного ветерана-орденоносца и будет похоронен с почестями.  

 

Диана Жданова (Зоська) создала образ, в котором чувствуется польское начало, по крайней мере, как это представляется русским.  Выданная за богатого вдовца-крестьянина, она покорно выполняет тяжелую работу. Она не побоялась скрыть одноклассника-еврея Менахема, не выдала его, когда  одноклассники пришли за ним, потом разделяла его непростую судьбу. Далее Америка, звание «Праведницы мира» и одиночество в американской богодельне. Зоська-Жданова несет удары судьбы с достоинством, ни разу не поступившись гордостью  и всегда помнящей, что она – полька. Это важный штрих спектакля.

 

Сценография Натальи Павловой лаконична и выразительна. Движущаяся стена-забор - многозначный символ: овин, где сгорели люди; туда уходят убитые, оттуда они безмолвно являются к убийцам, у которых совесть атрофирована, но память заглушить они не властны. «Мертвые без погребения» будут будить  их совесть до  последнего вздоха.Студенческий спектакль захватывает эмоциональностью, погружая в историю и одновременно направляя луч прожектора в настоящее.