Премьера спектакля «Грустная история для веселых людей»

 

«Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.» Петя Трофимов, «Вишневый Сад»

19 и 20 ноября в Учебном театре «На Моховой» состоялась премьера спектакля «Грустная история для веселых людей», курс профессора Ю.М. Красовского.

Спектакль поставлен по произведениям Антона Павловича Чехова, основой сюжета которого стала повесть «Палата № 6». Очень серьезное, тяжелое и несколько депрессивное произведение, насквозь пронизанное тоской и серостью окружающего мира, пропитанное затхлым запахом разлагающихся умов, грязи и прогрессирующей болезни.

Казалось бы, зритель должен сразу погрузиться в достаточно неприятные условия, однако, первый, кого мы видим на сцене, — это Мойсейка или «Сумасшедший». Он сладко спит под пение птиц, а после пробуждения дурачится и развлекает собравшихся фокусами, очень умиротворяющая и забавная картина. Но его роль изменяется с течением времени в спектакле, и он становится проводником, главным автором и рассказчиком драмы, разворачивающейся на глазах у зрителя. Именно «Сумасшедший» является носителем той «горькой правды» и тем «посланием будущему поколению», которых очень много в чеховских произведениях. Мало просто дурачится на сцене, нужно сделать так, чтобы от твоих шуток стало горько и грустно. Очень точный, острый и удивительный образ, оттеняющий своими действиями сплошные «философствования» героев и прекрасная актерская работа Сергея Серёгина.

«Сумасшедший» же и представляет нам других главных героев, в том числе, Андрея Ефимыча Рагина — врача, тоскующего по образованным людям в маленьком сером городке. Он не нашел себе места в жизни, постепенно угасая, приняв философию попустительства, он только рассуждает о жизни и страданиях, сводя все к смерти и, смирившись с тем, что его окружает, и при этом не имеет особо представления о тех самых тяготах, являющихся предметом его философствований. За эту философию доктора осуждает пациент палаты № 6 — Иван Громов. Знакомство Рагина и его общение с Иваном становится событием, перевернувшим жизнь доктора, заставившее столкнуться с окружающей действительностью. Собственно столкновения с этой самой реальностью Андрей Ефимыч и не выдерживает, приходя к логическому завершению, высказанному в собственных мыслях — к смерти. Но а пока он только рассуждает и слушает Ивана, который является неким противопоставлением самому доктору, он более сильный человек, он хочет жить, его рассуждения изобилуют эмоциями, он верит в то, что сам говорит, в отличие от того же Рагина, у которого мало веры и в то, что он делает, и в то, что говорит. Андрей Ефимыч малодушно морщится и старается не замечать происходящих вокруг несправедливых событий, и он все чаще просит Никиту убрать помещение: «Как бы здесь убрать, Никита… Ужасно тяжелый запах!», как будто веря в то, что если уйдет запах, исчезнет и тяжесть с души, и заживет он полной жизнью, свободомыслящего человека.

«…..ужасно тяжелый запах» и чтобы развеять этот тяжелый запах болезни на сцену врывается Девушка, а может быть зритель узнает в ней Аню или Соню, или же это Нина Заречная, — собирательный образ чеховских барышень, таких разных, но светлых и одновременно страстных, с сильной верой в счастье. Легким весенним бризом или же порывом сильного ветра, на миг, на какие-то минуты, она развеивает тяжелый запах сумасшествия, и перед зрителем предстает не уставший от серой реальности доктор Рагин, а другой человек и, может быть, это Петя Трофимов, предчувствующий счастье. Собирательный образ чеховского героя, философствующего, страдающего, любящего, страстного человека выходит на первый план из-за маски несколько равнодушного, мягкотелого, не нашедшего себя в жизни, боящегося жить доктора Рагина. И эти изменения, как вставки цветного стекла, причудливым ярким светом раскрашивают и Андрея Ефимыча, и общее состояние серой унылости, царящей на сцене.

В постановке очень много собирательных образов и символики. Девушка, Рагин «Сумасшедший», кроме того в спектакле показана Россия: «Вся Россия — наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.» Срубленные деревья, от которых остались только пеньки, безжизненный остов некогда прекрасного сада. И этот удручающий вид, усугубляется еще и тем, что на этом фоне постепенно сходит с ума бедный доктор. Безжизненная страна, на руинах которой процветает безумие, болезнь, предательство, безразличие и малодушие среди людей.

Серьезный спектакль, очень сложное произведение и серьезная актерская работа. Может быть ребятам где-то не хватило некой жизненной зрелости, однако, их игра и попытка выяснить и рассказать зрителю что есть смысл жизни, что есть страдание и счастье заслуживает не только зрительского внимания, но и определенного восхищения.

«….Милые, добрые, хорошие мои, мои прекрасные, я люблю вас… я благословляю вас. У вас вся жизнь впереди, у вас хорошая, чистая душа… Пойдемте со мной, пойдемте, милые!.. Мы насадим новый сад…» — и, действительно, в конце спектакля пробивается зеленый росток на старом пне, оставшемся от прекрасного сада. Символично это — молодые ребята, актеры, прекрасные с чистыми Душами, думающие о судьбе новой России, о том куда движется наша страна, исследовав философские проблемы, ответили ли они на поставленные чеховскими героями вопросы? что есть страдание, что есть смысл жизни, что есть счастье? и интересно какой они выберут путь и какими цветами расцветет их будущий Сад…

«Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую…» Соня, «Дядя Ваня»

Фото - Анатоль Зимов