24 и 25 сентября Учебный театр на Моховой устроил зрителю пир с монахинями, египетской царицей, принцем датским, ревнивым мавром, бесплотным духом, да такой, что танцы до упаду и дым коромыслом. 10 произведений Уильяма Шекспира в виде сцен и вариаций под руководством режиссера Галины Бызгу и общими усилиями студентов 4 курса РГИСИ стали спектаклем “ШексПИР во время чумы”.
Этот спектакль пополнил мой личный список самых длинных просмотренных спектаклей и занял почетное второе место между “Братьями Карамазовыми” Театра Мастерская и “Билли Милиганом” Такого Театра.
Если спектакль идет 4:20, я бы писала это первой строчкой во всех на свете анонсах — к такому впечатлению надо быть морально готовым: запастись едой, водой, подушечкой под попу, амфитеатр учебного театра особого комфорта не предлагает, отпроситься с работы пораньше (спектакль начинается в 18.00), предупредить домашних: «Я сегодня культурная женщина, ушла пировать с Шекспиром, раньше полуночи не ждите».
О том, чтобы отказаться от просмотра, и речи быть не может. Везде, где я пишу или рассказываю о постановках этого театра, я обязательно добавляю: «Сходите немедленно, этого спектакля скоро не будет». Эти четверокурсники вот-вот выпустятся, и сейчас, пока они вольны экспериментировать, юны и смелы, они создают восхитительные премьеры.
Что я отметила в спектакле “ШексПир во время чумы”:
Первое, 10-в-1, подобный прием уже использовался в спектакле “Мы из мюзикла” в этом же театре в постановке выпуска 2019 года курса А.Б. Исакова (да — да, его уже не играют), и дает уникальный зрительский опыт: прожить несколько произведений сразу. Будто для меня собрали 10 самых сильных эпизодов, отсекли второстепенное. Да, погрузиться полноценно в каждый не выйдет, особенно интересные потом можно посмотреть отдельно, благо Шекспира ставят практически все. Я, к примеру, ушла с твердым намерением в какой-нибудь форме посмотреть целиком “Сон в летнюю ночь”, “Макбет” и “Укрощение строптивой”. При этом режиссер добавляет дополнительную сюжетную линию, объединяющую произведения в логический ряд “любовь + еще какая-то ситуация”.
Второе, переработка образов, несколько пьес визуально перенесены в наши дни, например, “Ромео и Джульетта” — актеры нарочито современны — Джульетта с гитарой, поединок Меркуцио с Тибальдом стилизован под реп-баттл, на балу отплясывают монахини в косухах и сетчатых колготках. Этот прием уже использовал режиссер Александр Морфов в постановке “Ромео и Джульетты” в ТЮЗ им. Брянцева, но и второй раз смотреть на этот стиль изложения оказывается не скучно.
Третье, идея, которую я встретила впервые — играть одних и тех же персонажей нескольким актерам. Одновременно на сцене пять пар клянущихся в любви Ромео и Джульетт, три Дездемоны умирают в руках трех мавров, четыре Офелии читают письмо. Реплика может повторяться или произноситься по частям всеми персонажами по-очереди, а вот жесты и мимика всегда разные. Эта идея делает сцену объемной за счет богатства вариаций ее проживания.
Четвертое. Идея не новая, в той или иной форме я уже видела ее в работах выпускника, преподавателя РГИСИ, режиссера “Плохого театра” Дмитрия Крестьянкина, но продолжающая быть увлекательной — складывать спектакль, как паззл, точнее даже конструктор — деталей больше, чем нужно для готовой вещи — сцен в этом спектакле больше, чем на один (даже четырехчасовой) спектакль. Это значит, “сегодня во втором акте “Мера за меру”, а завтра “Ричард III” — предупредила зал Галина Бызгу в выступлении перед спектаклем, приглашая приходить смотреть больше одного раза. И это пожалуй, один из немногих спектаклей, который имело бы смысл посмотреть больше одного раза. С этой точки зрения, деление на сцены из разных произведений очень кстати — можно уйти на пике восторга, досмотрев логически завершенный кусок, не мучаясь усталостью, и потом вернуться посмотреть спектакль еще раз, но с другим набором сцен, будто впервые, так решается единственная загвоздка этого спектакля.