Автор идеи, режиссер В. В. Любский и руководитель оригинальной постановки, мастер курса С. Д. Черкасский, определив жанр спектакля как "документальная фантазия в одном действии", предложили по-новому взглянуть на творчество А. П. Чехова и узнать, как же создавались знаковые произведения (в частности, рассказы "Душечка", "Попрыгунья", пьесы "Чайка", "Вишнёвый сад", в которых столько личного, жизненного)!
А источником вдохновения для создания яркой и запоминающейся постановки послужили письма и воспоминания известных современниц, боготворивших классика отечественной литературы!
В спектакле, погружающем в атмосферу 80-90-х годов XIX века (когда Антон Павлович начал активный творческий путь в литературе и театре), прекрасно сыграли студенты Факультета актёрского искусства и режиссуры Российского государственного института сценических искусств, мастерской известного театрального режиссёра, исследователя, и педагога, профессора, доктора искусствоведения С. Д. Черкасского.
Долгожданной премьере предшествовала успешная коммуникация молодых актеров на Малой сцене и участие спектакля в этом году в XXIII Международном театральном фестивале «Мелиховская весна» (в Мелихово находится Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова).
Сегодняшние "Антноновки" поспели и, без сомнения, достойны большой сцены, внимания благодарных зрителей Учебного театра!
Но почему у постановки такое необычное, на первый взгляд, название"? Имя драматурга, такая короткая, но насыщенная событиями жизнь классика подсказала: друзья Чехова называли "антоновками" его поклонниц! А их было немало и отношения со всеми складывались по-разному: от любви до ненависти - один шаг!
Почти два часа сценического действа пролетели незаметно, на одном дыхании!
Кто же добивался расположения А.П. Чехова, восхищался его творчеством, жадно ловил каждое ласковое и остроумное слово талантливого и дорогого сердцу человека?
Известно, что Чехов увлекался не на шутку, порой играя в любовь. Романов у писателя было много, и каждая история любви оставила заметный след в его жизни и творчестве. Он даже пытался безуспешно написать роман "О любви". Ведь дамы подчас были готовы на все ради возлюбленного - прибежать по первому зову, но только с актрисой Ольгой Книппер он связал себя узами брака. Как только не обращался к своей жене Чехов в личной переписке: "Милюся моя; бабуся милая; философка, умственная женщина; Оля моя хорошая, крокодил души моей; дуся моя...."!
Бесконечная влюблённость вдохновляла Чехова на созидание. Именно таким, в окружении блистательных дам, предстал классик русской литературы в спектакле "Антоновки".
Каждая "антоновка" (Лика Мизинова, Татьяна Щепкина-Куперник, Лидия Яворская, Ольга Кундасова, Софья Кувшинникова, Лидия Авилова, Вера Комиссаржевская, Ольга Книппер, Мария Чехова) словно исповедовалась, обнажая душу, признаваясь в высоких чувствах к писателю. Монологи-воспоминания (порою очень драматчные) сменились содержательными диалогами, которые позволили показать влияние многочисленных романов на жизнь Чехова. Тех, кто хорошо знаком с биографией и произведениями Антона Павловича ждёт немало открытий! Это новый взгляд на творчество драматурга!
Наряду с прекрасными "антоновками" в постановке нашлось место приёму "театр в театре" благодаря дружбе драматурга с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Их появление в спектакле добавило интриги.
Не одного случайного персонажа в спектакле нет! Станиславский впервые встретился с драматургом в 1888 году и считал, что произведения Чехова, "говорят о высшей степени развития человеческой души, о Человеке с большой буквы". Немирович-Данченко вел переписку с Чеховым с 1880 годов и сделал прекрасную постановку в Московском художественном театре "Чайку" (он поверил в силу новаторской драматургии Чехова, несмотря на неудавшуюся премьеру в Александринском театре в 1896 году) . В благодарность Чехов подарил жетон с гравировкой: "Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!" Сегодня, как мы помним, Московский художественный театр носит имя А.П. Чехова.
Создатели спектакля "Антоновки", конечно, не забыли о дружбе Антона Чехова и Исаака Левитана. Два друга родились в один день. Чехов обожал творчество Левитана, любил его пейзажи. А Левитан полагал, что Чехов - настоящий пейзажист в литературе.
Сценография, костюмы, художественное освещение, видеопроекции, музыкальное сопровождение в спектакле "Антоновки" (каждая деталь имеет значение) только усиливали впечатления от прекрасной режиссуры и актёрского мастерства.
Писатель, прозаик, драматург и врач внёс огромный вклад не только в отечественную литературу, но и в русский театр. Творчество Антона Павловича проверено временем, оно объединяет поколения! "Антоновки" - лучшее тому подтверждение!