История театра

Учебный театр «На Моховой» уникален и не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. На этой сцене играют студенты Российского государственного института сценических искусств – будущие звёзды театра и кино. Здание театра - один из памятников архитектуры города, знаменитое Тенишевское училище.

 

Собственная история Учебного театра началась со 2 ноября 1962 года. В этот вечер состоялся первый студенческий показ спектакля на большой сцене. Это была постановка на актерском курсе Л.Ф. Макарьева «Дело, которому ты служишь» по роману Ю. Германа. Так в афише города появился еще один театр – Театр на Моховой. Слово «Учебный» добавилось в его название позже, чтобы подчеркнуть уникальность и принадлежность к главному театральному вузу Санкт-Петербурга.

 

ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ

На Моховой улице, начиная с XVIII века, селились аристократы - Строгановы, Воронцовы, Скавронские, Шуваловы. Позднее эту улицу полюбили писатели, поэты, музыканты: близость к Невскому проспекту, Фонтанке, Летнему саду и в то же время уют Моховой обеспечили ей искреннюю привязанность жителей. Дома, соседствующие ныне с Учебным театром, проектировались и строились известными архитекторами Монигетти, Шретером, Бенуа, Лидвалем.

 

По Моховой в разные годы прогуливались ее знаменитые обитатели: писатель Н. Карамзин; родители А. Пушкина, которых навещал их сын; литератор и критик В. Белинский; композитор М. Глинка; ученый-химик Д. Менделеев; политический деятель П. Столыпин, снимавший студентом квартиру на Моховой; предприниматель и меценат С. Мамонтов; артист Александринского театра Ю. Юрьев; писатель Е. Замятин; драматург-сказочник Е. Шварц; художник В. Конашевич; морской офицер, знаток джаза С. Колбасьев и многие-многие другие.

 

Здание Учебного театра имеет не менее богатую историю, чем особняки-соседи по Моховой. В самом конце XIX века князь Вячеслав Николаевич Тенишев (блестяще образованный предприниматель, музыкант, коллекционер, ученый-этнограф, социолог, математик, меценат) приобрел участок, чтобы возвести здание для частного коммерческого училища. Архитектором стал гражданский инженер Ричард Андреевич Берзен, оригинально соединивший стеклянной галереей два корпуса. В строительство Тенишев вложил огромный по тем временам капитал - более миллиона рублей. В июне 1899 года Городская управа утвердила проект, а уже в сентябре 1900 года мальчики «тенишевцы» сидели на занятиях в новых учебных классах, оборудованных по последнему слову техники.

 

Главной целью Тенишевского училища было воспитание «нового российского деятеля», высокообразованного, широко мыслящего и способного принести практическую пользу своей стране. Среди выпускников училища – известные писатели В. Набоков, О. Мандельштам, О. Волков, действительные члены Академии наук В. Жирмунский, Е. Крепе, Д. Наливкин, Д. Скобельцин, органист И. Браудо и многие другие. Здесь сидели за одной партой дети члена Государственной думы П. Милюкова и философа В. Розанова, писателя М. Арцыбашева, архитектора А. Хренова и внуки Л. Толстого.

 

Однако огромная лекционная аудитория в виде амфитеатра знавала не только выступления лучших петербургских ученых. В знаменитом на весь город зале постоянно проходили литературные и музыкальные вечера, звучали голоса великих актеров В. Комиссаржевской, Н. Ходотова, Ю. Юрьева и других.

 

На этих же подмостках состоялись подлинные театральные открытия. А самым значительным событием стал спектакль Вс. Мейерхольда по «Незнакомке» и «Балаганчику» А. Блока. Именно Мейерхольд открыл необычайные постановочные возможности нестандартной сцены-арены.

На «тенишевскую» сцену выходили в начале XX века А. Ахматова, М. Горький, С. Есенин, В. Маяковский, А. Куприн. В присутствии автора Любовь Блок читала публике поэму А. Блока «Двенадцать».

 

После революции 1917 года Тенишевское училище перестало существовать, но зданию несказанно повезло: власти разместили в нем не контору, а Театр юных зрителей, причем первый в мире. 23 февраля 1922 года состоялась премьера сказки П. Ершова «Конек-горбунок». Поначалу ТЮЗ делил площадку на Моховой, 33/35 с Театром кукол, которым руководил Е.С. Деммени. На большой сцене играл свои спектакли ТЮЗ, а в фойе шли представления кукольников. Однажды куклы даже отважились выйти на большую сцену-арену: спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру был сыгран одновременно двумя труппами - куклы забавно пародировали актеров ТЮЗа.

Без преувеличения можно сказать, что добрая половина ленинградских актеров делала свои первые шаги в Театре юных зрителей под чутким руководством замечательного режиссера и театрального деятеля А.А. Брянцева. Мемориальная доска в его честь украшает фасад театра на Моховой. Первое знакомство многих юных ленинградцев с драматическим театром произошло именно здесь. Театр всегда был полон детьми, и эта его особенность тоже не канула в лету: несмотря на академизм зрительного зала, выдержанного в стиле северного модерна, он и сегодня наполнен дыханием юности.

 

Историю и современность Учебного театра на Моховой отражают две выставки. В нижнем фойе театра создана постоянная выставка, посвященная истории Тенишевского училища. После ее открытия здание на Моховой стало одним из туристических адресов северной столицы – для всех поклонников Серебряного века, творчества Мандельштама и Набокова, литературной и музыкальной истории Петербурга.

 

В верхнем зрительском фойе всегда можно увидеть сменные выставки работ студентов факультета сценографии, а также художников-технологов театра кукол. Макеты спектаклей, эскизы декораций и костюмов привлекают внимание своей свежей, молодой фантазией и стремлением к творческим открытиям.

 

ИСТОРИЯ ТЕАТРА

В 1962 году ТЮЗ торжественно переехал на Пионерскую площадь. И тогда было принято решение о передаче здания на Моховой Ленинградскому государственному институту театра, музыки и кинематографии, легендарному ЛГИТМиКу, ныне – Институт сценических искусств. Студенты могли только мечтать о таком театре. До этого свои спектакли они показывали в репетиционных классах и на Малой сцене учебного корпуса Института – через дорогу, на Моховой, 34.

 

Но когда появился собственный Учебный театр со зрительным залом на 500 мест, двумя уютными фойе, буфетом и, главное, с уникальной сценой-ареной - это стало настоящим событием. Актерам-студентам предстояло встретиться с настоящей театральной публикой, которая теперь могла приобрести билет в кассе, а не только с «папами-мамами», радостно принимавшими все спектакли в «домашних» аудиториях. Учебный театр стал первой профессиональной площадкой для молодых артистов.

 

Учебные спектакли существовали всегда. Собственно, с этого начиналась русская театральная школа: в XVIII веке воспитанники Сухопутного шляхетного кадетского корпуса под руководством драматурга и впоследствии первого директора русского государственного театра А.П. Сумарокова готовили свои представления, которые можно счесть учебными спектаклями.

 

И традиция эта не прерывалась. В Высочайше утвержденном постановлении и правилах внутреннего управления Императорской театральной дирекцией 1825 года четко прописано, что «в день экзамена дается в Театральной школе представление, на сделанном для сего нарочно театре, составленное из одних воспитанников школы… Если по местному положению не удобно будет устроить в школе сцены, довольно пространной для экзерсирования с пользой молодых артистов, то директор назначает школьные спектакли на одном из свободных от представлений театров, дабы Комитет мог судить об успехах обучающихся драматическому, музыкальному и балетным искусствам. Воспитанники вышнего класса не иначе дебютируют на публичных театрах, как по долгом испытании их на школьных спектаклях и по признании Комитетом Главной дирекции зрелости их дарований».*

 

Как видно из документа, учебный спектакль издавна был единицей измерения учебного процесса и важнейшим показателем уровня профессионализма выпускников. С одной стороны, учебный спектакль - результат определенного этапа обучения, демонстрация будущими актерами полученных навыков. С другой - попадая на сцену и встречаясь со зрителем, он обязан стать зрелищем и обладать художественной целостностью.

 

Каждый курс обязан хотя бы один раз выйти на сцену, чтобы продемонстрировать и подтвердить свою профессиональную оснащенность. Каждый студент должен получить роль, и не проходную, эпизодическую, а желательно главную, яркую, дающую возможность проявить творческий потенциал. При численности актерского курса примерно в 25 человек становится понятно, как непросто решать мастерам репертуарные задачи. И тем не менее, это им удается. Иногда даже с блеском, когда постановки Учебного театра становятся подлинным событием театрального сезона Санкт-Петербурга.

 

Главное отличие театра на Моховой - это исключительно молодые творческие силы. Учебный театр позволяет заглянуть в завтрашний день отечественного театрального искусства, разглядеть тенденции ближайшего будущего, познакомиться с новым поколением артистов. Ежегодно в мае на декаду дипломных спектаклей сюда приезжают руководители театров со всех концов России. Выпускники Театрального института составляют более 80 % всего актерского цеха Санкт-Петербурга.

 

Афиша Учебного театра уникальна: в ней органично сосуществуют разные жанры. Кукольное представление для малышей соседствует с драматическими постановками по сложнейшим произведениям мировой классики, пластический спектакль - с эстрадным концертом. Жизнь студенческого спектакля недолговечна. Полгода, год, в крайнем случае - два. После этого студенты получают диплом и отправляются в дальнее плавание по волнам российской театральной жизни. Поэтому афиша обновляется здесь гораздо чаще, чем в обычном театре.

 

Бывают и счастливые исключения, когда выращенный на Моховой спектакль продолжает жить дальше. К примеру, спектакли курса Г.А. Товстоногова игрались в Театре им. Ленинского Комсомола, режиссерская работа Ю. Бутусова на курсе В.М. Фильштинского «В ожидании Годо» по Беккету обрела долгую творческую жизнь на разных сценах, веселый и отчаянный «Наш Авлабар» (по «Хануме» Цагарели), рожденный на курсе Г.М. Козлова, до сих пор украшает афишу Театра «Мастерская». Яркая, эксцентричная сказка «Турандот» в исполнении новых выпускников курса Г.М. Козлова так и осталась на сцене Учебного театра. А сезон 2015/16 гг. неожиданно открыл новую тенденцию, когда спектакль обретает целую преемственность, соединив выпускников и нынешних студентов. Такая счастливая судьба оказалась у театрального «хита» - шоу-программы «Кабаре Maxim’s» и эстрадной постановки «Одиссея» курса А.Б. Исакова, а также современной молодежной драмы «Собаки-якудза» курса А.М. Зеланда.

 

Публика Учебного театра - особенная. Ее лицо определяет сам театр, поэтому молодежи здесь всегда предостаточно. Что привлекает публику в спектаклях Учебного театра? Обаяние молодости. Редкая для театральной сцены самоотдача. Естественное созвучие с современностью. И в этом отношении здесь соперников нет: ведь все актеры неизбежно превращаются во взрослых людей. В Учебном же театре юность всегда правит бал!

 

Учебный театр знавал времена мощных художественных открытий. Легенды о дежурстве конной милиции на Моховой имеют под собой реальную основу. Одним из первых прорывов стали две постановки на курсе Г.А. Товстоногова в сезон 1967/68 гг. Спектакль-концерт «Зримая песня» и «Вестсайдская история» Бернстайна пользовались огромной зрительской любовью. Необычно зрело сформулированные и высказанные идеи нового поколения в обоих спектаклях прочно вписали их в контекст времени.

В «Зримой песне» студенты-режиссеры инсценировали всем известные песни, старые и новые, которые зазвучали пронзительно современно. Пафос и ирония, уважение к военному прошлому страны и забавные пародийные перевертыши органично сплелись в стройный спектакль. А «Вестсайдскую историю» студенты просто сыграли про себя, про свое поколение, тоскующее по большим и сильным чувствам.

 

Мощным прорывом в развитии современного театра стал дипломный спектакль «Братья и сестры» актерского курса А.И. Кацмана и Л.А. Додина (1978). Выходу на сцену предшествовало глубокое погружение в природу романа Ф. Абрамова о судьбах страны и ее истории. Постановка вызвала бурный интерес у публики, критика признала ее лучшим спектаклем сезона. Впоследствии Лев Додин перенес спектакль на сцену Малого драматического театра с участием своих студентов, в большинстве ставших актерами труппы.

 

А спектакли следующего курса тех же мастеров произвели настоящий фурор. Музыкальный спектакль-пародия «Ах, эти звезды!» раскрыл огромный творческий потенциал будущих артистов, способных блестяще петь, танцевать, пародировать и иронизировать, глубоко вникать в самую суть драматической песни - весело и легко существовать в любых предлагаемых обстоятельствах. Публика очень полюбила эту постановку, она была показана даже в «Юбилейном», собрав полный зал Дворца спорта. В Учебный театр попасть тогда не представлялось возможным, зрители спрашивали лишний билетик с обоих концов Моховой.

 

Спектакли Учебного театра ежегодно принимают участие в петербургских, всероссийских и международных фестивалях. А в зале на Моховой, помимо спектаклей, устраивается множество важных театральных мероприятий. Юбилейные даты Института, мастер-классы крупных театральных педагогов, ежегодный международный вокальный фестиваль «Поющая маска» стали органичной частью деятельности театра. Именно здесь проходит первая встреча абитуриентов с руководством Института – ежегодный весенний День открытых дверей, вручение дипломов выпускникам в начале июля, День знаний для первокурсников каждое 1 сентября.

Сцена на Моховой осталась также в памяти телезрителей всей России. С 2007 года в эфире телеканала «Петербург - 5 канал» шла легендарная передача «Встречи на Моховой», которую вел выпускник Театрального института Андрей Ургант. Это были беседы об искусстве и профессии с выпускниками разных лет. Здесь в качестве гостей побывали Лев Додин и Олег Басилашвили, Лариса Гузеева и Эммануил Виторган, Сергей Юрский и Наталья Тенякова, Нина Ургант и Зинаида Шарко, Кама Гинкас и Генриетта Яновская, Юрий Норштейн и Ирина Муравьева, Михаил Пореченков и Игорь Скляр, Дмитрий Нагиев и Константин Хабенский, а также многие-многие другие. И каждый раз после заставки на экране возникал замечательный зал Учебного театра на Моховой, равного которому нет…

 

Театральные старожилы вспоминают, что Учебный театр на Моховой 12 лет стоял на ремонте. Какой радостью светились лица, когда в 2002 году театр открылся! Обновленный, архитектурно изящный, начиненный современной световой и звуковой аппаратурой, он сохранил свои исторические черты. А в зрительный зал по мраморной лестнице с ажурными перилами шагают молодые зрители, и в театральных программках напечатаны пока еще неизвестные имена. Но как знать, может быть, всего через несколько лет о них заговорит вся Россия!