23 марта на сцене учебного театра РГИСИ "На Моховой" курс профессора В.М. Фильштинского впервые представил спектакль "Наш класс" (режиссер Дарья Шамина (студентка курса)) по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека.
Уже при входе в зал можно было заметить, что крайние зрительские места были оформлены в виде мемориалов, с указанной датой смерти на 1941, а на сцене, на меловой доске с разных сторон были написаны имена героев пьесы, разделились они по принципу ученик-поляк-еврей.
Сюжет произведения Слободзека охватывает семидесяти семи летний период истории Польши, изображает взросление героев в условиях смены политических режимов, антисемитских настроений, а также, с помощью испытаний любовью и ненавистью между бывшими одноклассниками.
Вместе со студентами актерского факультета гость театра оказывается на своеобразных уроках жизни, герои пьесы начинают первый, сидя на школьных стульях с книгами в руках, с которыми они не расстанутся до конца спектакля.
По - началу даже сложно себе представить, как жившие в мире и согласии герои пьесы из небольшой польской местности впоследствии становились убийцами, подчинившись воле исторических событий и своим кратковременным чувствам. Время будет идти вперед, вслед за ним будут следовать уроки. Кто-то навсегда «отойдет к краю сцены», кто-то будет «наблюдать со стороны», как уехавший в Америку раввин Абрам (Никита Кох), за происходящим в Польше, а кто-то найдет, или, с большей вероятностью, не найдет своего счастья в «послевоенном мире» Холодной войны.
В спектакле стремительно разворачиваются события, меняются политические воззрения польского народа, и вот, вначале приходят «красные». Актеры радостно восклицают имя товарища Сталина, размахивая красным советским флагом, радуются открытию нового кинотеатра и новой «религии коммунизма». Затем зритель увидел последствия новой власти, а именно, новую, проявившуюся жестокость у одноклассников, первые предательства, страхи и унижения. Далее приходят немцы, и на главной декорации, представляющей собой бумажное полотно с разделенными именами героев пьесы и силуэтом довоенной Польши, начинает идти видеоряд исторических кадров триумфа нацисткой Германии, герои пьесы начинают маршировать на пути к новым страданиям, ссорам, кровопролитиям и разочарованиям.
Впоследствии декорация претерпевает изменения, полотно разрывается героями, а деревянный каркас представляется воротами овина, в котором заживо сгорают евреи из безымянного польского местечка, затем этот каркас изображает черту между выжившими и недожавшими до конца мировой катастрофы одноклассниками, наблюдавшими за происходящим со стороны.
Примерив на себе роли сподвижников различных режимов, польские одноклассники подвергаются допросам, на которых всплывают неутешительные подробности преступлений. С ролью следователя замечательно справился Сергей Горошко (Менахем). А уже к концу спектакля уроки показывают зрителю, к какому несчастному концу привела несправедливая история бывших одноклассников… но, если говорить по справедливости, к такому концу привели они себя сами.
Последние сцены откровений Рахельки (Марианны) и раввина Абрама, как мне показалось, подводят итог урокам жизни.
- И потом, столько всего интересного показывали по телевизору. Наверное, я искала ответ на вопрос: какой смысл был в нашей жизни? Искала и не находила. В мире людей.
После монолога Рахильки (Анны Завтур) захотелось задуматься о последствиях жестокости мировой истории, которые, в конце концов, лишь оставляют человеку мнимую радость от просмотра телевизора и равнодушие к происходящему, затем раввин (Никита Кох) своей речью ставит позитивную точку в спектакле, он рассказывает о своих многочисленных еврейских родственниках, погибших в Польше, НО когда он начинает перечислять имена своих детей и внуков в Новом свете, на его лице, вслед за взволнованными зрителями, начинает появляться улыбка. После этого создается ощущение, что остаются люди, способные сохранять память об ужасах прошлых десятилетий и не допускать их повторения.
- Вера - лучшее из того, что дал нам Тот, в чьих руках сосредоточены все нити. И что случившееся с Авраамом, Исааком и Сарой так чудовищно, что помочь это пережить может лишь глубокая вера, и, если у нас хватает глупости отказаться от нее, наша жизнь теряет всякий смысл.
Особенно хотелось бы подчеркнуть игру студентов-актеров, она была эмоциональной и правдивой, и даже в самых острых и волнительных моментах сюжета, можно было видеть искренние чувства.
В конце спектакля появилось ощущение какой-то неразрешенности. Все то, что состоялось на сцене в тот вечер еще долго осталось в мыслях.
Хотелось бы верить, что все то, лучшее, что было представлено на премьере спектакля «Наш класс» на Моховой впоследствии предстанет перед зрителями на сцене профессиональных театров, это было великолепно!