Студенты курса Ю. М. Красовского на сцене Учебного театра уже скоро год как играют свои первые в жизни «Три сестры». Молодость, честность, энергия, желание осмыслить происходящее сейчас и желание, чтобы их будущее состоялось – то что излучают артисты.
Мастер позаботился о своих учениках, отведя каждому роль, в которой тот может проявить свои способности: точная, характерная Елизавета Фурманова (Анфиса), острый, темпераментный, обаятельный Максим Клейменов (Андрей), мастерски яркая и энергичная Алена Румянцева (Наташа), обладающий отрицательным обаянием Марк Красильников (Соленый), трагически-смешной Илья Половнев в роли Кулыгина. Казалось бы, эпизодические роли Родэ и Федотика, исполненные Никитой Войтюком и Дмитрием Шумаевым, становятся запоминающимися.
На протяжении двух актов игра студентов будет обрамлена «струнами души», размещёнными на сцене художником Д. Самойловым. Он использует минималистичные средства: пустая сцена с белым роялем, дым, свет, предметы быта (стол, накрытый скатертью, искусственные цветы в вазах, зеркало, часы, венские стулья, бумажные листья, лавка, качели, коляска). Некоторая пустота дает много воздуха, позволяя зрителю сосредоточиться на работе артистов.
Вальсирующие пары несколько раз будут выходит на сцену, отделяя части спектакля друг от друга, в центре — три сестры, которые играют на рояле, поют, танцуют, кричат, воодушевленно или разочарованно взмахивают руками. Бой часов, звук выстрела и классическая музыка отмеряют сценическое время. Восторженная Ирина (Мария Якименко) в светлом платье в цветочек, строгая Ольга (Полина Янушпольская) в синем, отчаянная Маша (Юлия Коченева) в черном платье с красной брошью заполняют своими голосами весь зал. Актрисы существуют насквозь силой своего ума, темперамента, воли, ведя сестер Прозоровых по пути, отведенному им Чеховым.
Задача выпускных спектаклей — показать, как студенты научились соединять речь, мастерство и пластику в единую линию существования на сцене. Весь спектакль будет незаметно сидеть на сцене артистка другого состава (Екатерина Круглова — Ольга) в черном репетиционном костюме, сочувствуя и самозабвенно повторяя реплики за всеми героями.
Несмотря на классическую форму постановки, чувствуется желание авторов расставить свои акценты, так неожиданно возникает прием обращения напрямую в зал. Тузенбах (Михаил Мишакин) призывно произносит монолог, и все актеры поворачиваются к залу: «…надвигается громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близко и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку…».
Спектакль не лишен юмора, остроумно решена сцена Соленого с Тузенбахом: выпивание коньяка из стопок становится трюком, соревнованием — выпить с локтя, с плеча. Когда артисты все вместе садятся за большой стол, накрытый скатертью, слышно, как дама в зрительном зале говорит своей подруге: «Можно нам к ним?». Зритель, как и герои пьесы, хочет что угодно и куда угодно, только не быть на своем месте. Линия отношений Андрея и Наташи и сами герои пронизаны иронией, а иногда и откровенно вызывают смех или улыбку.
Во втором акте сестры выливают свои горькие крики души за «струнами», которые изменили свой угол натяжения, как изменилась и их жизнь. «Мне уже двадцать четвертый год, работаю уже давно, и мозг высох, похудела, подурнела, постарела, и ничего, ничего, никакого удовлетворения», — произносит Ирина. Отчаянно-болезненно звучит диалог с сестрами и монолог Андрея: «…ни одного мало-мальски заметного человека… Только едят, пьют, спят, потом умирают… Родятся другие и тоже едят, пьют, спят…». Максим Клейменов точно и подробно передает мысли своего персонажа, оставаясь один на один со зрителем. Куда уходит артиллерийская бригада? Что думают юноши, исполняющие роли военных, которые с азартом отправляются в путь? Нам неизвестно. Будущее туманно и тревожно, на сцене снова пустота дым и три фигуры, произносящие финальные строки пьесы.
«Все давно уже сказано, но, так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться и повторять все сначала», — писал Андре Жид. Спектакль — это повод услышать Чехова, услышать голоса нового поколения артистов, «тех, кто будет жить после нас». Выход на сцену для молодых актеров — это праздник. Хочется приходить в Учебный театр праздновать и свою жизнь вместе с ними.