Коктейль из джаза, юмора и свободы
В последнюю пятницу января под совсем не зимним дождем заинтригованные зрители стягивались в Учебный театр на Моховой. Согласно анонсам, премьера спектакля «All you need is jazz (все, что тебе нужно – это ДЖАЗ)» обещала быть как минимум интересной. На деле же оказалось, что молодые артисты смогли удивить даже самую взыскательную публику.
Все началось несколько месяцев назад, когда профессор Лариса Вячеславовна Грачева предложила артистам своего курса пофантазировать на музыкальную тему «Хочу сказать». Подключив все свое воображение и не боясь самых смелых экспериментов, ребята самозабвенно импровизировали. В результате и появился легкий спектакль-концерт «All you need is jazz (все, что тебе нужно – это ДЖАЗ)».
Спектакль, сыгранный в стиле актерских капустников, наполнен искрометным юмором, зажигательными танцами, завораживающей музыкой и неожиданными режиссерскими решениями. Эффект внезапности – это, пожалуй, лучшее, что есть в спектакле. Как только зритель расслабляется и думает, что понял и канву повествования, и логику номеров, на сцену прорывается истеричная дама с чемоданом, громогласно декламирующая строки Юнны Мориц:
«Я — хуже, чем ты говоришь.
Но есть молчаливая тайна:
Ты пламенем синим горишь,
Когда меня видишь случайно.»
А в самый неожиданный момент из-за кулис появляется «настоящий» темнокожий Луи Армстронг, чтобы напомнить, как же прекрасен мир. Или вдруг под самым потолком кто-то начинает требовательно вопрошать, зачем же каждый из нас живет, и в чем, собственно, смысл жизни. С задачей удивить зрителя удачно справляется и пара влюбленных мимов, появляющихся на сцене лишь для того, чтобы привлечь весь зал к непосредственному участию в спектакле.
Если попытаться охарактеризовать постановку одним словом, то первое, и, пожалуй, единственное, что приходит на ум – это «индивидуальность». Уж слишком разноплановые и непохожие один на другой по стилю и энергетике номера собраны в одно представление – от лирического соло с контрабасом до зажигательной чечетки, от откровенно шуточных выступлений до трагической лирики, от ритмичных строчек Маяковского до задорных стихов Барто… И, порой создается впечатление, что их объединяет лишь джазовая музыка в исполнении живого биг бэнда. Но, чуть присмотревшись, понимаешь, что каждый номер – живой и личный, отражающий индивидуальное видение артиста.
Будь то «Таракан» Николая Олейникова, блестяще исполненный в жанре душераздирающего триллера. Вряд ли кто-то смог остаться равнодушным, когда двое молодых людей, пристально глядя в зал, чеканили:
Таракан к стеклу прижался
И глядит, едва дыша...
Он бы смерти не боялся,
Если бы знал, что есть душа.
Или малоизвестное стихотворение Маяковского о ванной, которое молодой актер читал со стекающими из-под кепки струями воды и с экспрессией, которой бы позавидовал сам Владимир Владимирович. Произведений Маяковского, кстати, в спектакле задействовано больше, чем любых других авторов. Видимо, сам того не ведая, певец революции сочинял очень «джазовые» стихи.
Хоть в названии и категорично заявлено, что без джаза – никуда, музыка в постановке уходит на задний план, создавая лишь необходимое настроение. Чарующие звуки саксофона, легкая надрывность скрипки и успокаивающая основательность пианино лаконично обрамляют каждый номер, не отвлекая внимания от действия на сцене. Режиссеру Ларисе Вячеславовне Грачёвой удалось примирить несочетаемое и создать удивительный коктейль из музыки, юмора и свободы.
Текст: Анастасия Лычковская
Фотографии из открытого доступа